|
Архив, прошедших выставок
Выставка подготовленная Центральным музеем Великой Отечественной войны, знакомит с творчеством московского художника, члена Студии военных художников имени М.Б. Грекова, Павла Викторовича Рыженко.
1.2.3.
1. «Страшный суд» 2007 г.; 2. «Калка» 1996 г.; 3. «Царский указ. Малюта Скуратов» 2006 г.
Родился в 1970 г. в Калуге. В 1981 г. – поступил в Московскую среднюю художественную школу им В.И. Сурикова. В 1988-1990 гг. служил в армии. В 1990-1996 гг. – учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова. ПО окончании академии остался преподавать и работал последовательно на кафедре архитектуры, реставрации и композиции до 2007 года. В 2007 г. – поступил в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. С 2000 года провел 10 персональных выставок в центральных выставочных залах Москвы и Санкт-Петербурга.
Главной темой своего творчества П. Рыженко избрал военную живопись, сюжеты которой связаны с самыми важными судьбоносными событиями военной и политической истории России. И первым произведением в этом ряду стала его дипломная работа «Калка» (1996 г.). Триптих «Александр Невский» (2008 г.) и цикл картин (2005 г.), посвященных Куликовской битве («Благословение Сергия», «Победа Пересвета», «Ослябя», «Молитва Пересвета», «Поле Куликово», «Великокняжеский меч») продолжили развитие главной темы в работе художника.
Объединяющей содержание всех его произведений стала тема России – ее судьбы, страданий, жертвенности и постоянного возрождения, основой которого является, по убеждению художника сила православного народа, крепкого своей верой в Бога, верностью Царю и любовью к своему Отечеству. Достоверно и кропотливо описывая обстановку и место действия того или иного исторического события или персонажа, художник погружает зрителя в атмосферу воссоздаваемой эпохи, вовлекая его не только в процесс осмысления, но вызывая чувство сопереживания происходящему («Смутное время» 2003 г., «Царский указ. Малюта Скуратов» 2006 г., «Тайна царева. Царь Федор Иоаннович» 2005 г. и др.).
4.5.6.
4. «Поле Куликово» 2005 г.; 5. «Сартак» 2008 г.; 6. «Победа Пересвета» 2005 г.
Павел Рыженко относится к редкому в наш век типу художника, отдающего предпочтение крупноформатным и многочастным произведениям, монументальным и по характеру исполнения и по размерам. Так, размеры одной из недавно созданных работ («Страшный суд» 2007 г.) поражают: почти 6 м в высоту на 12 м в ширину. Особое место в творчестве мастера принадлежит триптихам: «Покаяние», «Царская Голгофа», «Русский век», посвященным трагической кончине последнего русского императора и его семьи, кровавым дням русской революции и братоубийственной гражданской войне. Эти произведения – боль души художника, преклонение перед памятью святых великомучеников, пред стойкостью и духовным величием истинных идеалов, исповедуемых нашим народом.
Наряду с многофигурными, пространственными и сложными по динамике изображаемого действия композициями художнику удается жанр исторического портрета, когда судьба отдельной личности угадывается по приметам окружающей обстановки и деталям, сопутствующим изображению персонажа. Так, миротворец и мудрый строитель русской государственности Алексей Михайлович Тишайший помещен художником в интерьер православного храма, а великий святой преподобный Серафим Саровский изображен в густом лесу, кормящим с руки прирученного им медведя.
7.8.9.
7. «Фотография на память» 2007 г.; 8. «Александровский дворец» 2002 г.; 9. «Дворник» 2005 г.
Тема монашества, монастырской жизни вызывает глубокий отклик в душе художника. Ей он посвятил немало работ, причем очень по-разному решенных. От простого пейзажа с поклонным крестом на скале (Валаам», 2001 г.) до необычного сюжета из жизни Ивана Васильевича Грозного, в котором, в отличие от знаменитых картин И.Репина и В. Васнецова, жестокий царь показан в облике монаха-игумена. («Царево молчание». 2005 г.).
Об особом даре художника интерпретировать общеизвестные темы неожиданным сюжетным ходом свидетельствует его работа, посвященная Победе русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., когда героем произведения становится афонский монах, на груди которого поблескивает золотая звезда Героя Советского Союза, со свечой в руке произносящий пасхальную молитву о погибших товарищах («9 мая» 2009 г.).
Главную цель своего творчества художник видит в возрождении нравственно-этических ценностей в духовной жизни народа, пробуждении любви к своему Отечеству, гордости за великие деяния предков и стремление служить Родине на том поприще, которое предназначено судьбой. Как говорит сам художник: «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а может быть, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда - я буду счастлив выполненным долгом».
10.11.12.
10. «Ипатьевский дом. Расстрел» 2002 г.; 11. «Пасха в Париже» 2007 г.; 12. «9 мая» 2009 г.
После успешного проведения новогодней выставки в конце 2008 - начале 2009 года Центральный музей Великой Отечественной войны вновь обращается к истории елочных украшений и поздравляет всех посетителей музея с новым 2010 годом.
После того, как в 1918 году советская власть запретила рождественскую елку, объявив её буржуазным и религиозным предрассудком, она официально вернулась в жизнь граждан страны лишь в середине 1930-х годов, но уже как новогодняя. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». Вифлеемская звезда была заменена на красную пятиконечную и новый 1936 год советская страна встретила под нарядными елками. С этого времени в СССР стали производить елочные игрушки полностью соответствующие исторической эпохе: красные звезды с серпом и молотом, самолеты, дирижабли, паровозы, фигурки пионеров и парашютистов. Одновременно выпускались и традиционные игрушки с изображением снежинок, зверей и птиц, овощей и фруктов. Для украшения новогодних елок также использовались игрушки дореволюционного периода, бережно хранящиеся в семьях на протяжении многих поколений, а также настоящие конфеты, пряники, яблоки и грецкие орехи в серебристой фольге.
Выпуск украшений для лесных красавиц продолжался и во время Великой Отечественной войны, несмотря на то, что мощности практически всех заводов страны использовались для производства материалов, необходимых фронту. На кабельном заводе из остатков проволоки и фольги изготавливали примитивные яблочки и снежинки. Ламповый завод выдувал шарики, представляющие собой те же лампочки, но без цоколя. В годы войны и в первые послевоенные годы, когда в стране была нехватка продовольствия, на елках красовались игрушки в виде сделанных из ваты фруктов, орехов, овощей, ягод.
Основную часть предлагаемой Вашему вниманию выставки «Елка Победы» составили ёлочные игрушки и новогодние украшения, поздравительные открытки, подарочные коробки 1930-1960-х годов из коллекции Ларисы Васильевны Петриковой.
Центральным музеем Великой Отечественной войны представлены детские книги и почтовые конверты, новогодние номера газет, выпущенные в военные годы, а также елочные игрушки и другие атрибуты новогоднего праздника. Многие из них переданы в музей ветеранами войны и труда.
Человек и война в словацком изобразительном искусстве трех десятилетий
Вторая мировая война не была для словаков обычной интермеццо, которое можно пережить, а потом продолжать прерванную жизнь. Она коснулась каждой человеческой жизни, кардинально изменив траекторию ее судьбы. Реальное столкновение с бесчеловечностью и жестокостью войны отразились в творчестве словацких художников очень интересно и ярко. Впервые российскому зрителю так масштабно представлены работы словацких художников конца 30-х – начала 60-х годов ХХ века, раскрывающих тему «Человек и война» в изобразительном искусстве трех десятилетий.
В прологе выставки представлены работы, выражающие отношение художников к тем моментам, которые предопределили опасность наступающей войны. Сложная международная политическая ситуация в Европе: события в Германии после прихода Гитлера к власти, гражданская война в Испании и напряженная ситуация в приграничных областях Чехословакии – вызывали у многих художников неприятие и категорический протест, которые постепенно усиливались и росли. И, наконец, достигли кульминации в годы Второй мировой войны, воплотившись в целом ряде произведений, выражающих в самых различных образах все нарастающий трагизм происходящего попрания человеческой личности.
В последний год войны, после национального восстания, вспыхнувшего в августе 1944 г., в словацкое искусство вошла новая тема – национального и нравственного возрождения, которая в то трудное время нашла свое воплощение, главным образом, в графических произведениях: в альбомных набросках, в газетных зарисовках и иных формах непосредственного отражения событий, впечатлений и восприятия. После окончательного освобождения Словакии от нацистского гнета многие авторы снова и снова возвращались к темам войны и восстановления, особенно в течение первого послевоенного десятилетия. А для некоторых из них осмысление драматических жизненных переживаний стало темой всей творческой жизни.
Заключительная часть экспозиции дополнена произведениями, которые были созданы в конце пятидесятых – в начале шестидесятых годов ХХ века, здесь показаны возможности новых подходов к теме «Человек и война».
Необходимо отметить, что устроители выставки сосредоточены на реконструкции событий военного времени и воссоздания атмосферы конца 30-х – начала 60-х гг. и они достигают своей цели, благодаря образам, в которых индивидуальные и аутентичные прикосновения авторов к историческим реалиям нашли яркое и убедительное художественное выражение.
На экспозиции представлены работы живописцев Янко Алекси, Штефана Беднара, Мартина Бенка, Людовита Фулла, Ладислава Гудерна, Фердинанда Гложника, Антона Ясуша, Франтишека Кудлача, Юлиуса Лоринца, Петера Матейка, Марии Меднецки, Яна Мудроха, Евгена Невана, Франтишека Судени, Людовита Варга, Яна Желибински,; графиков Ореста Дубай, Йозефа Федора, Винцента Гложника, Бедриха Гофотедтера, Циприана Майерника, Янко Новака, Имро Вайнер-Краля; скульпторов Яна Конярика, Йозефа Костка, Рудольфа Прибиша, Фране Гибала, Яна Гучко, Йозефа Янковича.
Художественная выставка «О войне, о мире, о земле» организована на основе фондовой коллекции живописи Центрального музея Великой Отечественной войны и приурочена к 63-й годовщине Победы.
Она обращена не только к ветеранам и людям военного поколения, но и к их детям, внукам и правнукам. Живописные произведения, отобранные в фондах музея, выражают основную тональность военной эпохи – оптимистическую, добрую, лирическую, несмотря на трагизм лишений, опасностей и смерти. Сурово-возвышенные по эмоциальному строю картины, запечатлевшие этапы войны и ее победоносное завершение, соединенные с живописными произведениями, рассказывающими о родной земле, мирном времени и людях, раскрывают смысл простой и вечной истины: подвигами народа мы измеряем глубину собственной души.
В жизни ветеранов, тех, кто воевал и трудился, воспитывал детей – довоенные, военные и послевоенные годы – остаются незабываемыми годами их молодости. Их солдатская память сохранила пережитое с верой в счастливое будущее, с надеждой на чистоту и красоту человеческих взаимоотношений, с любовью к близким и любовью к своей стране.
В первую очередь заслуживает внимания духовный мир защитников Родины. Картина народного художника России Я.Н. Бута «Последняя контратака защитников Брестской крепости» написана взволнованной кистью, она передает суровое дыхание героической борьбы первого года войны. Правда картины обусловлена ее яркой живописью, пластической весомостью мазка. Художник показал настоящих героев, сражающихся насмерть с врагом, среди шквала огня, дыма, разрывов бомб и пикирующих самолетов. Он убеждает нас в том, что именно так и было на самом деле летом 1941 года.
Величие народного подвига представлено на выставке не только в тематике боевых действий, но и в изображении жизни в тылу, с ее тяготами и невзгодами, радостями и надеждами. Значительный ряд художественных произведений посвящен скромным труженикам на заводах, в полях, в госпиталях. На других картинах – радость встречи родных и друзей, вести с фронта, лирические мечты, дети, любовь. Работа Л.Н. Носова «Под мирным небом» проникнута ощущением счастья. На выставке представлены произведения, передающие скромную, порой незаметную доблесть простых людей, их стойкость в трудную годину, стремление к правде и справедливости в мирное время. Талантливые работы С.П. и А.П. Ткачевых, А.П. Белых, А.П. Горского отличаются искренностью чувств, чуткостью к переживаниям обыкновенных людей.
Война оставила глубокий след в психологии людей на долгие годы, и даже в пейзажах художников, переживших ее, земля еще хранит следы ожесточенных сражений. Так романтический пейзаж Е.В. Смирнова «После грозы», запечатлевший покрытые снегом горные вершины Кавказа, посвящен альпинистам, снявшим с Эльбруса нацистский символ. Эпическое полотно О.П. Клюкина «Березы», работа А.П. Ткачева «Чайки над озером» передают сияющую красоту российской природы и чувство сыновней любви к родной земле.
Как возвышенно-романтическое повествование о защитниках Отечества звучит ряд героико-монументальных произведений художников из Башкирии, Киргизии, Осетии и Татарстана, раскрывающих тему Великой Отечественной войны на выставке в контексте участия в ней всех представителейвсех регионов страны.
Главной доминантой всего комплекса произведений выставки «О войне, о мире, о родной земле» является тема памяти, раскрывающая патриотическое значение народного подвига и напоминающая какой ценой была Победа.
|