Архив, прошедших выставок
Героическая оборона Севастополя
Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету германской авиации. Зенитные батареи Черноморского флота отразили налет фашистов.
До войны Севастополь был подготовлен только для обороны с моря и с воздуха. Система сухопутной обороны города начала создаваться в июле 1941 г. однако оборудование оборонительных рубежей к моменту выхода противника на ближние подступы к городу не было закончено.
23 октября 1941 г. в Севастополе был создан Городской комитет обороны.
Войска 11-й немецкой армии, прорвавшиеся в Крым в конце октября 1941 г. уже в начале ноября предприняли попытку овладеть Севастополем с ходу. Но их атак была отбита.
Сухопутные войска и силы флота, защищавшие город, были объединены в Севастопольский оборонительный район (СОР). Руководство СОР было возложено на командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С. Октябрьского и его заместителей: по сухопутной обороне - командующего Приморской армией генерала И.В. Петрова, по береговой обороне – генерал-майора П.А. Моргунова, по военно-воздушным силам – генерал-майора авиации Н.А. Острякова, а после его гибели – генерал-майора авиации В.В. Ермаченкова.
11 ноября противник возобновил наступление на Севастополь. При его отражении особенно отличилась 40-я кавалерийская дивизия полковника Ф.Ф. Кудюрова. Понеся большие потери, немцы с 21 ноября перешли к планомерной осаде города.
17 декабря противник предпринял второе наступление, имея почти двойное превосходство в людях и технике. Главный удар наносился силами трех дивизий через Мекензиевы горы. При поддержке прибывших кораблей и авиации, войска СОР в декабре 1941 г. нанесли контрудар и отбросили противника на главном направлении.
В конце мая 1942 г. советские войска были вынуждены оставить Керченский полуостров. Положение Севастополя резко ухудшилось. Враг сосредоточил вокруг города около 204 тысяч немецких и румынских солдат и офицеров, 670 артиллерийских орудий, 720 минометов, 450 танков и 600 самолетов. В составе армии имелась батарея сверхтяжелых 615-мм мортир «Карл», а также 800-мм пушка «Дора».
Им противостояли войска Севастопольского оборонительного района – около 106 тысяч человек, из них в боевых частях насчитывалось 82 тысячи. На вооружении этих сил имелось 600 орудий, около 2 тысяч минометов, 38 танков, 53 самолета.
Наступление на Севастополь началось 7 июня мощной артиллерийской и авиационной подготовкой, длившейся пять дней. Защитники города успешно отражали атаки противника. Однако к середине июня сказался недостаток боеприпасов. Их и продовольствие стали доставляться в Севастополь только подводными лодками в небольшом количестве.
Многие соединения понесли большие потери и утратили боеспособность. Положение защитников города было крайним тяжелым. 30 июня командование СОР получило приказ Ставки ВГК оставить город.
К 1 июля противник блокировал с моря и держал под артиллерийским огнем все побережье в районе Севастополя.
Оставшиеся на берегу защитники города под командованием генерал-майора П.Г. Новикова самоотверженно отражали атаки противника, пока не кончились боеприпасы, продовольствие и питьевая вода.
Защитники Севастополя продолжали героически сражаться на полуострове Херсонес в районе 35-й батареи береговой обороны до 4 июля, а на отдельных участках до 9 июля. Часть бойцов прорвалась в горы к партизанам.
250-дневная оборона Севастополя имела стратегическое значение. Защитники города сыграли исключительную роль в отражении наступления южной группы немецких армий, надолго сковав значительные силы противника. В борьбе за Севастополь враг потерял около 300 тысяч человек.
В ознаменовании подвига севастопольцев 22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой награждено свыше 45 тысяч человек.
Освобождение Севастополя
Севастополь был освобожден 9 мая 1944 года войсками 4-го Украинского фронта (Маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин, начальник штаба генерал-лейтенант С.С. Бирюзов) и силами Черноморского флота (адмирал Ф.С. Октябрьский) в ходе Крымской операции. Действия войск координировали представители Ставки Верховного Главнокомандования Маршалы Советского Союза А.М. Василевский и К.Е. Ворошилов.
15-16 апреля советские войска вышли к Севастополю и начали подготовку к штурму города. Главный удар наносился силами левого фланга 51-й армии и войсками Приморской армии.
Искусный выбор советским командованием направлений главных ударов, умелое использование для развития наступления подвижных армейских групп, овладение ключевыми оборонительными позициями, позволили войскам Красной Армии за пять дней освободить Севастополь.
5 мая 1944 года в 12 часов, после мощной двухчасовой артиллерийской и авиационной подготовки, 2-я гвардейская армия под командованием генерал-лейтенанта Г .Ф. Захарова начала наступление с Мекензиевых гор, чтобы освободить Северную сторону и форсировать Северную бухту. Направлением главного удара была Сапун-гора, на склонах которой противник возвел многоярусную систему обороны. Блиндажи, траншеи, минные поля, более трехсот дотов и дзотов, сто противотанковых и минометных батарей, свыше тысячи пулеметных точек.
7 мая в 10 часов 30 минут, после полуторачасовой артиллерийской и авиационной подготовки, начала наступление главная ударная группировка фронта. На главном направление Сапун-гора – Карань (ныне с.Флотское) действовали части Приморской армии под командованием генерал-лейтенанта К.С. Мельника. Особенно тяжелые бои в этом районе шли в полосе наступления 77-й стрелковой дивизии полковника А.П. Родионова и 32-й гвардейской стрелковой дивизии полковника Н.К. Закуренкова.
К исходу дня советские войска овладели Сапун-горой и прорвали систему укреплений основного рубежа противника почти на всем его протяжение. Большую помощь атакующей пехоте оказали летчики 8-й воздушной армии под командованием генерал-лейтенанта авиации Т.Т. Хрюкина.
Блокировать морские подходы к Севастополю было поручено бригадам торпедных катеров и подводных лодок. Подводники, катерники, морская авиация в эти дни потопили 191 корабль и суда разного тоннажа.
8 мая командующий 51-й армией генерал-лейтенант Я.Г. Крейзер ввел в бой резервы. Эти части развили наступление и вышли к внутреннему оборонительному обводу Севастополя. Дивизии 2-й гвардейской армии прорвались на Северную и Корабельную стороны. Восточными окраинами города овладели бойцы 51-й армии. С юга пробилась Приморская армия.
9 мая к вечеру Севастополь был полностью освобожден. 10 мая Москва 24 залпами 342 орудий салютовала освободителям города. 19-й танковый корпус и бригады морской пехоты продолжали наступать на Камышовую бухту и мыс Херсонес. Надеясь на эвакуацию, немцы дрались отчаянно. 12 мая в районе мыса Херсонес были окончательно разгромлены остатки 17-й немецкой армии. Во время штурма Севастополя и в боях на мысе Херсонес Красная Армия взяла в плен 21 тысячу немецких и румынских солдат и офицеров, захватила множество боевой техники и вооружения.
65-й годовщине освобождения Белоруссии посвящается.
Освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков началось осенью 1943 г. В конце сентября советские войска вышли на подступы к Витебску, Могилеву, Рогачеву. Всего в Белоруссии к февралю 1944 г. было освобождено 36 районов Могилевской, Витебской, Гомельской и Полесской областей. Полное освобождение республики становилось задачей летнее-осенней кампании 1944 г.
Уже три года белорусский народ жил в фашисткой неволе. Гитлеровцы ввели на территории Белоруссии жесткий оккупационный режим. Ущерб, нанесенной республике составил 75 млрд. рублей. Но особенно тяжелым последствием оккупации была потеря самого дорогого – людей. Гитлеровцы истребили в Белоруссии свыше 2,2 млн. мирных жителей.
Но зверство не сломило волю народа к сопротивлению. Все три года оккупации белорусские патриоты вели беспощадную партизанскую борьбу против оккупантов. К лету 1944 г. на оккупированной части республики сражалось 1108 партизанских отрядов общей численностью около 400 тыс. человек.
На лето 1944 г. перед Красной Армией были поставлены важные стратегические задачи. Ей предстояло очистить от оккупантов всю советскую землю и приступить к освобождению от фашисткой неволи народов Польши, Чехословакии и других европейских государств. Еще в апреле Ставкой Верховного Главнокомандования было определено, что разгром врага в Белоруссии является главнейшей задачей советских войск летом 1944 г. 30 мая Ставка утвердила план операции «Багратион». Суть замысла сводилось к тому, чтобы глубокими ударами четырех фронтов по шести направлениям разгромить силы группы армий «Центр», освободить Белоруссию и создать предпосылки для дальнейшего наступления советских войск. К участию в операции привлекались войска 1-го Прибалтийского (командующий генерал армии И.Х. Баграмян), 3-го (командующий генерал-полковник И.Д. Черняховский), 2-го (командующий генерал-полковник Г.Ф. Захаров), 1-го (командующий армии К.К. Рокоссовский) Белорусских фронтов, 1-й армии Войска Польского (командующий генерал-лейтенант З. Берлинг) и Днепропетровской военной флотилии (командующий контр-адмирал В.В Григорьев). Большое значение для успешных боевых действий в ходе операции имело взаимодействие Красной Армии с партизанами. Координацию действия фронтов осуществляли представители Ставки Верховного Главнокомандования – Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков и А.М. Василевский.
Белорусская наступательная операция началась 23 июня 1944 года. По характеру боевых действий и содержанию выполненных задач операция делится на два этапа.
На первом этапе, с 23 июня по 4 июля 1944 г., были проведены 5 наступательных операций, полоса обороны противника была прорвана на шести участках, в ней образовалась брешь в 400 км. За 12 дней советские войска продвинулись на глубину в 225-280 км. Были разгромлены окруженные группировки противника в районах Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска. 3 июля был освобожден Минск.
На втором этапе, с 5 июля по 29 августа, наступление было продолжено с успешным осуществлением еще пяти операций и с ликвидацией 100-тысячной окруженной группировки противника в районе Минска.
17 июля 1944 г. около 60-ти тысяч немецких военнопленных, захваченных в Белоруссии, были под конвоем проведены по улицам Москвы.
Итогом наступления советских войск в Белоруссии стал разгром одной из главных стратегических группировок противника – группы армий «Центр»: 17 дивизий были полностью уничтожены, 50 потеряли более половины своего состава. Потери вермахта составили свыше 500 тыс. солдат и офицеров.
Советские войска полностью завершили освобождение территории Белоруссии, освободили часть Литвы и Латвии, вступили на территорию Польши и подошли к границам Восточной Пруссии. Общее продвижение составило на глубину до 600 км, в полосе наступления более 1000 км. Был открыт дальнейший путь продвижения на запад, на Берлин.
В борьбе за освобождение Белоруссии советские воины проявили массовой героизм и высокое боевое мастерство. 1500 человек стали Героями Советского Союза. Более 402 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями СССР.
За мужество и героизм, проявленный трудящимися города Минска в борьбе против гитлеровских оккупантов, за большую роль в развертывании партизанского движения и в ознаменование 30-летия освобождения Белоруссии 26 июня 1974 года Минску присвоено почетное звание «Город-герой».
Художественная выставка «Фронтовые этюды и рисунки 1941-1945 гг.» организована на основе живописной и графической коллекций Центрального музея Великой Отечественной войны. Впервые в таком полном объеме на выставке представлены художественные документы, созданные в боевой обстановке во время крупных военных операций, в госпиталях, в глубоком тылу. При отборе из фондов музея этих произведений изобразительного искусства сотрудниками музея учитывались не только степень их художественного воздействия на зрителя, но и высокая мера соответствия историческим реалиям.
В отобранном художественно-документальном материале – в эпизодах сражений и фронтовых будней, портретах полководцев и рядовых тружеников фронта, в военных и мирных пейзажах – раскрывается человеческое содержание Великой Отечественной войны. Художники-фронтовики знали «окопную правду» не понаслышке. Они с оружием в руках стояли рядом с солдатами в траншее, ползали по-пластунски, мерзли на морозе, пробивались сквозь кольцо окружения. Этюды военных лет обращены к внимательному, отзывчивому зрителю, способному проникнуться импульсом идущим от художника. Каждый из них выполнял на фронте тяжелую, опасную работу, которую ему отводила война, и для многих, особенно молодых, там закладывался фундамент их будущего творчества.
Так, в небольшой работе Н.Я. Володина «Освобождение», как в фокусе, отразилась личность автора. Пройдя всю войну, зная тяжелые стороны военной жизни, он выбрал для своей картины самый светлый момент – наступление долгожданного мира. Художник сумел передать не только чувство покоя, пришедшего после долгих лет страдания и напряжения, но и человеческую радость, связанную с осознанием честно выполненного долга.
Память об отважных партизанах Белоруссии запечатлена в этюдах и рисунках Н.И. Обрыньбы: «Здесь отстреливалась Нина Флиговская», «Окоп Нади Костюченко», «Бой за Пышно». Будучи военнопленным он сбежал из концлагеря и попал к партизанам, где сражался с августа 1942 по октябрь 1943 года.
Этюды и рисунки К.М. Молчанова, датированные 1944-1945 гг., выражают главные черты войнов завершающего периода войны – собранность, сдержанность, уверенность, которая дается осознанием своей силы и достигнутых побед.
В.К. Дмитриевский, встретивший победу в Праге, в 1999 году передал музею свои фронтовые этюды, созданные им на 2-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах во время командировок от Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Кроме названных авторов, на выставке представлены фронтовые этюды В.А. Арлашина, А.Н. Богданова, Р.Г. Горелова, И.А. Ершова, Е.С. Зерновой, А.М. Линькова, И.А. Лукомского, А.В. Мызина, Б.Н. Попова, Д.И. Пяткина, А.Л. Резницкого, В.Г. Рыхлова-Правдина, К.С. Солнцева, И.В. Сорокина, Я.В. Титова, А.Д. Черкасова.
Завершает экспозицию серия «Берлинские этюды» Б.М. Неменского, запечатлевшего столицу поверженного противника в мае 1945 года.
В горизонтальных витринах экспонируются записные книжки П.Я. Кирпичева, подаренные автором музею в 1997 г. Всего таких книжек четыре. Безусловно, они являются документами, позволяющими взглянуть на события Великой Отечественной войны глазами очевидца.
Рисунки записных книжек дают представление о реальных событиях, они лишены элемента созерцательности, автор описывает все перипетии военной жизни как участник боевых действий, связывая их в один длинный захватывающий рассказ. Многие рисунки сопровождаются надписями, выражающими отношение автора к изображенному.
Цель выставки – напомнить о том, что среди защитников Родины были и художники, сражавшиеся с ненавистным врагом не только оружием, но и своим творчеством. Их произведения являются бесценным национальным достоянием – в них чувствуется огромный патриотический подъем нашего народа, его готовность сражаться до полной Победы.
На выставке, подготовленной Центральным музеем Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Центром национальной славы, представлены более 400 живописных и графических произведений Дмитрия Белюкина, созданных им за более чем двадцатилетний период творчества.
Белюкин Дмитрий Анатольевич
Родился в Москве в 1962 году, в 1986 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (факультет живописи, мастерская портрета под руководством профессора И.С. Глазунова, факультет графики), с 1988 по 1991 стажировался в Творческой мастерской живописи при Академии художеств СССР. Руководители – действительные члены АХ СССР А.П. Ткачев и С.П. Ткачев. С 1987 г. член Союза художников СССР и Московского Союза художников РСФСР. С 1999 года работает в Студии военных художников им. М.Б. Грекова. С 2005 г. – народный художник Российской Федерации, с 2007 г. – член-корреспондент Российской Академии Художеств.
Лауреат премии Ленинского комсомола. Награжден Серебренной медалью Министерства культуры СССР, Золотой медалью ВДНХ СССР, медалью Министерства обороны РФ «За трудовую доблесть», Орденом Святого Князя Александра Невского II степени, медалью «За жертвенное служение», Юбилейным знаком «225 лет Черноморскому флоту».
Является почетным членом Пушкинской Академии и Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств. Живет и работает в Москве.
Художник больших тем, главным направлением творчества которого является исторический жанр, ярко заявил о себе конце 1980-х – начале 1990-х годов как продолжатель традиции русского реализма, возрождающий значение большой тематической картины. Крупнейшим произведением этого жанра стало полотно «Белая Россия. Исход» 1992-1994 гг.
Настоящая выставка, охватывая весь жанровый репертуар художника, демонстрирует также пейзаж, портрет, натюрморт, станковую и книжную графику.
Основу данной выставки составили работы передвижной выставки «Тихая моя Родина…», с которой художник, начиная с 2005 года, объездил более 20-ти городов России, большей частью представляющей собой пейзажи разных мест Отечества. Центральным в экспозиции стало крупномасштабное полотно «Матушка Русь. Ярославль» 2006-2008 гг., созданное для оформления гостевого зала Ярославского вокзала в Москве по заказу Московской железной дороги.
Стремление автора к панорамному изображению демонстрируется в работах из цикла «Святые места Православия», представляющих места православных святынь – Валаам, Печоры, Соловки, Афон, Иерусалим. К картинам, в которых пейзаж является главным действующим лицом произведения, относятся также работы, посвященные истории Петербурга: «Петербург 1819 года. Начало белых ночей», «Ледоход на Неве в 1809 году. Первый парус», «Утренняя прогулка Екатерины Великой по Неве осенью 1789 году» и др.
О мастерстве Белюкина-портретиста свидетельствует интенсивность его работы в этом жанре: почти 100 живописных и графических портретов. На выставке представлены графические портреты и композиционные портреты-картины, наиболее значимые из которых: «Патриаршее служение» 2206 г., «На Ивана Купалу» 1996 г., «Портрет А.Т. Пальшиной – участницы Гражданской и двух мировых войн» 1983 г. и др.
Графическая серия «Раны Афганистана», не выставлялась в полном объеме более двадцати лет и первоначально запрещена к показу, создана Д. Белюкиным в 1987 году во время прохождения срочной службы в войсках ВВС и пребывания его в госпитале после полученной травмы. В 1988 г. Белюкин был награжден за нее премией Ленинского комсомола.
Много работ художник посвятил пушкинской теме. В двух разделах представлены: жанровые тематические картины, в том числе большое полотно «Смерть Пушкина» 1986 г., «Пушкин и Языков в Михайловском» 1991 г., «Михайловская ссылка» Зима 1825 года» 2003 г., а также пейзажи пушкинских мест и цветные иллюстрации, созданные к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 2002 году.
Работы Д.А. Белюкина находится: в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее А.С, Пушкина, Центральном музее Вооруженных Сил, Студии военных художников имени М.Б. Грекова, Государственном мемориальном музее-заповеднике А.С. Пушкина «Михайловское», Государственном краеведческом музее (Сарапул), Министерстве культуры РФ, Российской академии художеств, Московской, Антиохийской и Иерусалимской Патриархии, Национальной Британской библиотеке (Лондон), в коллекции В.В. Путина, в частных собраниях России и зарубежных стран.
|