|
Автор – лауреат Государственной премии Российской Федерации художник Корнеев Евгений Алексеевич.
Размер живописного полотна диорамы 10х33 м, холст, масло.
Живописец Студии военных художников имени М.Б. Грекова лауреат Государственной премии РФ Евгений Алексеевич Корнеев – автор многих станковых полотен на героико-патриотическую тему: «Шаги в бессмертие», «Погибшая красота», «Жизнь отданная небу», в которых его палитра, активно воздействуя на современного зрителя, пробуждает интерес к философскому осмыслению отображаемых событий. Известность ему как мастеру батального жанра принесла и диорама «Отряды Ивано-вознесенских рабочих в бою под Уфой. Переправа через реку Белую», выполненная по заказу Ивановского историко-революционного государственного музея-заповедника.
Впервые при создании диорамы «Блокада Ленинграда» использован целый ряд новых выразительных средств, для более глубокого осмысления темы: монументально-декоративная роспись стен аванзала, бутафорские архитектурно-строительные конструкции предметного плана, военная техника и скульптурная композиция для портала диорамы. Такое сочетание художественных форм позволило автору создать развернутое повествование сложного сюжета и наглядно воплотить реалии блокады героического города.
В основу художественного замысла диорамы положено создание образа города-героя, на долю жителей которого выпали неимоверные страдания. Судьба уготовила Ленинграду участь одного из главных стратегических центров, от его стойкости в значительной мере зависели ход и исход войны в целом.
В конце августа 1941г. немецко-фашистские войска, сломав упорное сопротивление Красной Армии, почти вплотную подошли к городу, но были остановлены на ближних подступах. Однако предотвратить окружение Ленинграда не удалось, в сентября враг захватил станции Мга и г.Шлиссельбург, сомкнув кольцо сухопутной блокады вокруг трехмиллионного города.
В блокаде оказались также войска 23-й,45-й и 55-й армий, корабли и соединения Краснознаменного Балтийского флота, части и соединения 8-й армии и береговой обороны.
С 8-го сентября 1941г. и до 19-го января 1943г. связь с Ленинградом поддерживалась только по Ладожскому озеру и по воздуху. Доставка грузов в Ленинград осуществлялась силами Ладожской флотилии и Северо-Западного речного пароходства, чьи транспортные возможности были весьма ограничены. Несмотря на героические усилия моряков, полностью обеспечить многомиллионный город продовольствием до ледостава не удалось. С 20 ноября размер дневной хлебной нормы был сокращен до минимума: рабочие стали получать по 250 граммов, а остальные – по 125 граммов хлеба. Содержание белков в пище ленинградцев снизилось до 10 граммов в день, у защитников города появился еще и внутренний враг – голод.
В середине ноября Ленинград погрузился во тьму: прекратили подачу электроэнергии Волховская, Свирская и Дубровская ГЭС. Единственным источником электроэнергии осталась 5-я ГРЭС, находившаяся постоянно под огнем вражеской артиллерии и практически не имевшая топлива.
В наступившей зиме город уходил под снег: не стало видно тротуаров, вдоль домов пролегли пешеходные тропинки, под громадными сугробами замерзли на улицах троллейбусы и трамваи. Морозы доходили до 30 градусов. Стало трудно бороться с пожарами: замерзла вода, ставшая драгоценностью. Голодное население, рискуя жизнью, под огнем врага выкапывало на полях овощи, оставшиеся неубранными осенью. На территории сгоревших Бадаевских продовольственных складов собирали, пропитанную сахаром мерзлую землю и выварив ее, получали напиток, предназначавшийся в первую очередь детям.
Физическое перенапряжение, отсутствие элементарных человеческих условий еще больше снижали возможность людей сопротивляться голодной смерти. Ленинградцы умирали дома в холодных квартирах, на рабочих местах, на улицах, в очередях за хлебом. Горе пришло почти в каждую семью.
Противник не сумев овладеть городом, решил подвергнуть его жесточайшему методическому артиллерийскому обстрелу и массированным налетам авиации. Только в сентябре по городу было выпущено более 5 тыс. крупнокалиберных снарядов, а продолжительность обстрела достигала по 18-19 часов в сутки.
В эти трагические дни ленинградцы делали все, чтобы отстоять родной город, внести свой вклад в дело победы над ненавистным врагом. Понимание своего долга помогало обессиленным голодом, тяжелобольным людям выполнять срочные фронтовые заказы, ремонтировать корабли, танки, артиллерию.
Началась голодная жесточайшая зима 1941-1942гг. Весь мир был потрясен мужеством и стойкостью защитников города на Неве, переживших эту зиму.
Диорама «Блокада Ленинграда» принципиально отличается от других диорам: здесь нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Только молчаливый, непобедимый прекрасный в своем величии город. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость, справа – канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальности, он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который по замыслу автора должен восприниматься как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших 900 дней изнурительной блокады. За величественной красотой проглядывает суровость: кажется, что город замер, скованный льдом и снегом. Видны серые угрюмые очереди за кипятком, разрушенные бомбежками дома. Во всем чувствуется противоестественность сочетания возвышенной красоты и кошмара разрушений.
На боковых стенах диорамного зала изображены ленинградцы, героически защищавшие свой город. Среди них: Ольга Берггольц, Дмитрий Шестакович, Александр Крон, чьи имена стали символами мужества. Особое внимание уделено детям, на хрупкие плечи которых легли нечеловеческие испытания.
В сражениях за Ленинград, длившихся три года, принимали участие силы пяти фронтов: Северного (Ленинградского), Северо-Западного, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского, а также Краснознаменного Балтийского флота, Ладожской и Онежской флотилий.
В смертельной схватке с жестоким врагом, преодолев тягчайшие трудности блокады, ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944г. небо над широкой заснеженной Невой озарились цветными огнями салюта в честь полного снятия блокады Ленинграда. Этот эпизод также изображен на стене аванзала диорамы.
|