Время работы музея: вторник - воскресенье с 10.00 до 19.00. Выходной день - понедельник


Архив, прошедших выставок


«Победа. Стиль эпохи»

Выставка «Победа. Стиль эпохи», проводимая в Центральном музее Великой Отечественной войны посвящена великой дате – 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Впервые в музейно-выставочном пространстве масштабно и ярко представлено послевоенное искусство как отдельный феномен национальной культуры, как отражение уникального времени – времени победителей. В основе экспозиции – жизнеутверждающее, оптимистическое искусство, отражающее послевоенную реальность – фактически страна лежала в руинах. Экспозиция демонстрирует двойственный, но правдивый образ: с одной стороны, память о страшной цене Победы и ничем невосполнимых утратах, с другой – ту безграничную радость и счастье, которые, как тогда казались, пришли на долгие годы.

1.2.3.

1. Ольшевская З.А., Шаховская Л.С. Панно юбилейное «800- летие Москвы» 1947 г.; 2. Автомобиль «Победа», 1950-е годы; 3. Крылова Е.Д., Байрамова Р.Н. Ковер ворсовый с портретом И.В. Сталина. Туркменистан, 1952 г.; Томский Н.В. Скульптура И.В. Сталина , 2008 г.; Ковер. Портрет генерала К.К. Рокоссовского. (подарок трудящихся Туркменистана Рокоссовскому) 1943 г.

4.5.6.

4. Композиция «Материнство. Купание малыша», Автор Баженова З.И., Майолика, 1947г.; Композиция «Узбечка с виноградом», Автор Баженова З.И., Майолика, 1947г.; Композиция «Птичница», Автор Баженова З.И., Майолика, 1950г.; 5. Фрагмент интерьера «Дамский уголок»; 6. Скульптура «Пляска» Автор Максимченко Н.А., Дмитровский фарфоровый завод, 1947г.; Скульптура «Татарский танец» Автор Бржезицкая А.Д., Дулевский фарфоровый завод, 1951г.; Скульптура «Первый вальс (Суворовец)» Автор Бржезицкая А.Д., Дулевский фарфоровый завод, 1950-е г.; Скульптура «Китаянка с зонтиком» Автор Артамонова О.С., Дмитровский фарфоровый завод, 1953г.; Скульптура «Черевички» Автор Воробьев Б.Я., Ленинградский фарфоровый завод, начало 1950-х годов; Коробка «Большой театр» Автор Уртаева Л.Н., 1950-е гг.

Эта пробужденная Победой огромная энергия радости, гордости и скоротечной свободы пронизывает каждое произведение, представленное на выставке, даже те, которые тематически вроде бы не связаны с войной. Речь идет не об историко-политическом изобразительном ряде и не о наборе узнаваемых «тоталитарных»форм, а о всепреображающем Настроении как фундаменте , языке стиля.

Такая расширительная, но оправданная, с точки зрения творческой логики вышедшего из ада войны художника, трактовка стиля «Победы» позволяет отнести к нему, сделать сопричастными особым, разлитым в том весеннем воздухе эманациям тысячи произведений, выполненных в сотне жанров и техник: хрестоматийные и пылившиеся в запасниках, помпезные многофигурные и интимно-лиричные, ликующие и светло скорбящие, парадный портрет и скульптуру малых форм, вознесшиеся ввысь семь московских высоток и закопавшиеся глубоко под землю станции Кольцевой линии московского метро, плакаты, кинофильмы, музыку - выставка воссоздает среду, систему эмоциональных координат, почву, на котором всходили побеги общепризнанных шедевров, многие из которых представлены в данной композиции. Это скульптурные произведения Е. Вучетича, М. Манизера, С. Лебедевой, В. Мухиной, Л. Кербеля, А. Сотникова, З. Баженовой, живописные полотна Т. Яблонской, В. Ефанова, С. Чуйкова, П. Кончаловского, Д. Налбандяна, П. Котова, А. Герасимова, В. Яковлева, Г. Нисского, В. Бялыницкого-Бируля, монументальные графические листы Г. Захарова, П. Корина, Е. Лансере, театральные декорации П. Вильямса, Ф. Федоровского, фарворные вазы Ленинградского завода Дулева, каслинское литье, лаковые миниатюры Палеха и Федоскина, кружево Вологды, золотое шитье Торжка, вышивка Мстеры и Тарусы, тематические среднеазиатские ковры и стекло завода «Гусь Хрустальный».

Образ великого праздника окрасил все искусство: музыку, архитектуру, живопись, театральное и монументально-декоративное, народное и прикладное искусство – придал ощущение праздничности, торжественности, пышности, реализовавшегося в особой насыщенности форм, разнообразии элементов и материалов, сочетании различных масштабов. Это сложный и изысканно-монументальный стиль, гармонирующий с духом эпохи, народный, но вместе с тем элитарный – настоящий стиль победителей, свидетельствующий о вновь обретенной единстве среды, нарушенной войной.

Лейтмотивом всего стиля стал растительный орнамент. Он был просто необходим в послевоенные годы с утверждением необходимого для настрадавшегося народа образа идеального мира и изобилия. Крупный, мощный, цветочный, злаковый, плодовый, в виде акантов и гирлянд, он буквально заполонил все поверхности, плоскости, объемы.

Формирование стиля «Победы» означало перелом в искусстве, знаменовавший освоение искусством и предметно-художественной средой нового круга образов и тем. Акцент с возвеличивание вождя перемещался, пусть не полностью, на возвеличивание простого солдата и его военного подвига. Это способствовало появлению идеализированных статуарных образов, торжественно статичных фигур в живописи и в скульптуре, в монументально-декоративных панно, изображающих защитников отечества, фигуры Родины-матери. В произведениях исторического жанра со сценами побед русского народа и его героев - легендарных святых, великих полководцев: Александра невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

Ощущая себя гражданами великой страны после победного мая 1945 года отечественные художники создали свой собственный неповторимый стиль, произведений искусства высокого уровня, в зримых и осязаемых образах, которые зафиксировали о страшное и величественно-прекрасное время.

7.5.6.

7. Скульптура Г. Улановой в роли Джульетты, балет «Роман и Джульетта» Роспись Е. Лапунова, 1951 г.; Костюм Г.С. Улановой в роли Джульетты к балету «Ромео и Джульетта»; 8-9. Фрагмент кондитерской, находившийся по адресу: Пятницкая ул. Д. 9, Москва, начало 50-х годов.

10.11.12.

10-12. Фрагмент кондитерской, находившийся по адресу: Пятницкая ул. Д. 9, Москва, начало 50-х годов.

13.14.15.

13. Автомат по продаже газированной воды, 50-е годы; 14. Мопед; 15. Афиши кинотеатров, кинокамера, 50-е годы.


«В объективе война 1941-1945гг.»

Настоящая выставка – еще один шаг в понимании военного бедствия как общечеловеческой, наднациональной трагедии. Во время войны любой человек является ее пленником; будь он на той или иной стороне, на фронте или в глубоком тылу. Его жизнь, его поступки подчинены этой страшной силе, сравнимой разве что с библейским Молохом, в огне которого гибли неисчислимые жертвы. Это и те, кто пал в бою, и кто убивал, кто оказался в плену или остался на развалинах своего жилища.

На выставке представлены работы советских и зарубежных фотографов, в объективе которых оказалась война 1941-1945 годов: для нас – Великая Отечественная, для наших противников – Восточный, или советско-германский фронт, ставший главным театром военных действий Второй мировой войны. От того, как разворачивались здесь события, зависела судьба многих государств. Не случайно в этой борьбе, бывшей отнюдь не этническим противостоянием русских и немцев, участвовали представители разных стран и народов, как на советской , так и на германской стороне.

Основу экспозиции составляют фотографии из собрания Российского государственного архива кинофотодокументов, большинство которых не известны широкой аудитории. Настоящая выставка представляет целый пласт новых фотодокументов, которые позволяют увидеть эту войну по-другому – «с изнанки» - из окопа, окружения, зоны оккупации, в лицах ее участников и свидетелей, в изнурительной повседневности, растянувшейся на годы. Авторами представленных снимков являются Е.Халдей, В.Тарасевич, А.Шайхет, В.Темин, О.Кнорринг, М.Альперт, М.Редькин, Я.Рюмкин, П.Трошкин, Н.Петров, Г.Хомзор, М.Трахман и другие. Творчество многих из них сегодня относят к классике советского военного фотоискусства. Высочайшим уровнем съемки отмечены и работы зарубежных фотографов. Они передают многое из того, что не могли, не успели снять с отступающими войсками советские фотокорреспонденты. Начало войны мы видим преимущественно их глазами – снимают победители, потом точно также – уже через объектив советских фотографов – мы увидим ее конец, 1944-1945 годы.

Представленные на выставке фотографии не нуждаются в комментариях – они говорят сами за себя, разворачивая перед нами правдивую и тягостную повесть о жизни человека на войне.

Выставка состоит из пяти разделов : Блицкриг. 1941 г.; В противостоянии. 1942-1943 гг.; Фронтовые будни; На оккупированной земле; На запад. 1944 -1945 гг.





Предыдущая страница

Наверх
Хостинг от uCoz