Время работы музея: вторник - воскресенье с 10.00 до 19.00. Выходной день - понедельник


Архив, прошедших выставок


«Джозеф Байерли – герой двух наций»

Джозеф Байерли, гражданин США, родился в 1923 году, в городе Маскигон, штат Мичиган. В 1942 он окончил школу и сразу записался добровольцем в воздушно-десантные войска вооруженных сил США. В июне 1944 года, в ходе боев в Нормандии, попал в немецкий плен. Два раза бежал, но неудачно. Наконец, при очередной попытки побега, в январе 1945 года попал в расположение советских войск и решил продолжать борьбу в составе танкового батальона Красной Армии. Через месяц получил тяжелое ранение и был отправлен в госпиталь. После выписки – отправился в долгий путь домой.

Подобной судьбы в России, сполна изведавшей все ужасы и страдания той войны, трудно кого-либо удивить. Подставьте другие имена, даты, названия стран и городов, и перед вами пройдут десятки, если не сотни тысяч подобных биографий солдат Второй мировой. Хотя этот случай, действительно уникален, поскольку Джозеф Байерли был единственным американским десантником, сражавшимся в рядах Красной Армии.

Однако дело не в особенностях боевого пути американского сержанта. В скромных, непритязательных документах, фотографиях и личных вещах, представленных на выставке, зритель увидит путь человека, в чьей жизни было великое и страшное событие – война.

Сейчас, в год 65-летия Победы, когда за обилием информации теряется понимание, осознание, сочувствие к отдельной человеческой жизни, данная выставка позволяет увидеть за обычными цифрами или кодовыми обозначениями живую душу конкретного солдата Великой войны.

Вот – листок с сообщением о гибели сержанта Джозефа Байерли. Попытайтесь представить горе его семьи, любой из семей, получавших такие «похоронки». И – безумную, безудержную радость при известии о «воскрешение из мертвых». Каждый документ на выставке не просто рассказывает о каком-то событии, за ним стоят мысли и чувства людей, живших в то тяжелое время.

В чем же заключается героизм Джозефа Байерли? Прежде всего, в осознанном и непреклонном решении бороться с нацизмом, неважно в чьих рядах, лишь бы «бить гитлеровцев». Именно так понимал этот свободный в своем выборе человек свой долг перед семьей, страной, перед всем человечеством.

Чем еще важна эта выставка? Не секрет, что в наши дни все чаще и настойчивей возникает требование о пересмотре истории Второй мировой войны, попытки обеления политики Германии и ее союзников. Однако пример Джозефа Байлерли совершенно определенно показывает, как воспринимался нацизм здравомыслящими людьми всего мира. Нацизм должен быть уничтожен, и для достижения этой цели простой парен из Мичигана не жалел ни сил, ни жизни.

Выставка «Джозеф Байерли – герой двух наций» организована впервые в Санкт-Петербурге, в дальнейшем ее проведение планируется в Пскове и Екатеринбурге.

Выставка организована Русским музеем совместно с Фондом международного искусства и образования при поддержке генерального спонсора «Blavatnik Family Foundation», а также анонимных спонсоров, компаний «Боинг», «Русский стандарт», «ТМК», корпорации «Шеврон», фонда «PersiCO Corporation», «The PBN Company», Дрю Гафф, Тери Инглиш, Берни Зухера, Майкла Кальве, Чарльза Райана.




Ядран Шетлик. «На рубеже тысячелетий»

Ядран Шетлик родился 19 января 1952 года в итальянском Триесте. Когда ему было пять, он переехал с родителями в Прагу, а через восемь лет вернулся в родную Италию. На улицах Рима начал фотографировать как пятнадцатилетний "папарацци". Его первой большой удачей стала Клаудия Кардинале. Далее были Брижжит Бардо, Роберт Кеннеди и другие. В восемнадцать лет Ядран начал учебу в Пражской школе графики. В тот период он окончательно избрал путь фотохудожника.

Как профессионал он занимался всеми жанрами фотографии, но особенно ему хорошо удаются портреты. Для него создание портрета это не только съемка человеческого лица, но и проникновение в суть человеческого характера, стремление к предельной достоверности образа. Его персонажи – известные личности, люди яркого характера и темперамента. При этом у зрителя не возникает чувства холода и отстраненности, которые нередко появляется при посещении галереи. Вероятно это происходит благодаря тому, что его работы выполнены в жанре психологического портрета: скупость жестов и поз, минимум внешних эффектов, но при этом умение подчеркнуть особенности характера того или иного человека, раскрыть его душу зрителю.

В течение последних пяти лет в рамках его проекта «Галерея Миллениум» было организовано несколько интересных выставок, как в Чешской Республике, так и за рубежом. Среди них: «Мировые знаменитости», «Наши дети» и «Ветераны Британских Королевских ВВС». Сейчас он работает над проектом «Лица России», цель которого – создать портреты общественных деятелей, звезд культуры, бизнеса, политики, спорта, каждый из которых представляет собой уникальную личность, и вносит неоценимый вклад в жизнь страны.

  

«Время – События – Люди» Книжная выставка из фондов библиотеки музея. Война. Женское лицо.

Женская военная судьба… История нашего Отечества знает немало примеров, когда женщины брали в руки оружие, чтобы защитить родную землю от чужеземных захватчиков. Храбрые воительницы были и в седую старину, и во времена Отечественной войны 1812 года. В гражданскую войну многие женщины сражались за дело, которое каждое из них казалось справедливым. Братоубийственная война отняла у них жизнь, так и не примирив.

И все же это были исключения, редкие случаи, когда девушки-патриоты вставали рядом с войнами-мужчинами. А в Великую Отечественную войну ратный героизм женщин стал массовым: уже не десятки, не тысячи, а сотни тысяч женщин из всех республик СССР взяли в руки оружие. А другие сотни тысяч заняли место мужчин у станков, стали плавить металл, добывать уголь и руду, вести по искалеченным дорогам грузовики и эшелоны, собирать в цехах автоматы, танки, самолеты. Такого ранее не было ни в одной войне, ни в одной стране. Против вероломного, сильного, беспощадного врага сражался весь народ, все Отчество.

С первых дней войны мобилизации подлежали врачи и медперсонал 1905-1918 годов рождения. 300 тысяч женщин были медсестрами, еще 300 тысяч – санитарками, 500 тысяч – сандружинницами. 222 тысячи девушек стали снайперами, связистками, радистками,. Были сформированы три женских авиационных полка. Одним из них командовала Герой Советского Союза Марина Раскова, командиром 101-го авиационного полка дальнего действия стала Герой Советского Союза Валентина Гризодубова.

В самые суровые дни войны были созданы 1-я отдельная женская добровольческая стрелковая бригада, 1-й отдельный женский запасной стрелковый полк, Центральная женская школа снайперской подготовки. Наши женщины участвовали во всех крупнейших операциях, воевали на всех фронтах, сражались в тылу врага. Свыше 100 тысяч женщин стали партизанками, членами подпольных патриотических организаций на оккупированной врагом территории.

В тылу женщины заменили ушедших на фронт мужчин. За четыре года войны число женщин среди рабочих и служащих увеличилось на 15 миллионов человек. В оборонной промышленности почти половина всех работающих были женщины, на полях растили хлеб для фронта тоже женщины, да еще старики, дети и искалеченные войной инвалиды.

За мужество и доблесть в борьбе с немецкими захватчиками свыше 150 тысяч женщин награждены боевыми орденами и медалями. Среди них четверо – полные кавалеры высшей солдатской награды – ордена Славы. Орденом Славы 1 и 2 степени были удостоены еще свыше двухсот женщин, 90 – стали Героями Советского Союза. Многие из них награждены Золотыми Звездами посмертно.

За трудовые подвиги, за самоотверженный труд в тылу свыше 250 тысяч женщин были также награждены орденами и медалями.

Женская военная судьба – это 1418 дней войны…

На настоящей выставке представлены книги, повествующие о мужестве, стойкости, самоотверженности, которые проявили советские женщины в годы Великой Отечественной войны; книги, рассказывающие о чудесах храбрости, силе духа и гражданском долге женщин в тяжелые годы испытаний.

  
  
  

«Русская Православная Цековь в годы Великой Отечественной войны»

Перед Великой Отечественной войной Русская Православная церковь находилась в сложном положении из-за гонений на Церковь и антирелигиозной политики в СССР 1920-1930-х годах. Жертвами репрессий стали десятки тысяч православных клириков и мирян. Были закрыты или уничтожены многие православные храмы.

Начало Великой Отечественной войны стало переломным этапом во взаимоотношениях между государством и Церковью в СССР, которая заняла патриотическую позицию, объявив о своей полной поддержке всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. Глава РПЦ – Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий в послании от 22 июня 1941 г. призвал верующих встать на защиту Родины. Русская Православная церковь организовала среди верующих сбор средств в Фонды обороны, помощи раненым, помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. По ее призыву были собраны деньги на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского и авиационной эскадрильи имени Александра Невского. Сумма добровольных пожертвований верующих к концу войны составила около 300 миллионов рублей.

На оккупированной территории СССР гитлеровцы пытались использовать Русскую Православную Церковь в своих целях. С их разрешения вновь открывались храмы, создавались церковные общины. Одновременно с этим оккупантами был организован ряд антисоветских религиозных организаций. Однако духовенство Русской Православной Церкви не пошло на сотрудничество с захватчиками. Многие священнослужители находились в действующей армии, участвовали в партизанском движении, укрывали мирных жителей от репрессий гитлеровцев, в проповедях неустанно говорили о победе советского оружия. 4 сентября 1943 г. в Кремле состоялась встреча И.В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), результатом которой стало проведение Архиерейского Собора, избрание Патриарха Сергия, открытие приходов и духовных школ, возобновление печати «Журнала Московской Патриархии». После смерти Сергия патриархом Московским и Всея Руси в начале 1975 г. был избран митрополит Ленинградский Алексий, который находился во главе Церкви четверть века.

В годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь осталась верна своим историческим и православным традициям. Всенародное бедствие прочно сплотило людей различных мировоззрений, а единство помыслов не только определило формы их сотрудничества, но доказало саму возможность и необходимость такого союза. Рассказать об этом и о том вкладе, который внесла Русская Православная Церковь в дело Великой Победы поставили целью создатели выставки.

В экспозиции, состоящей из семи разделов, представлены: облачение и предметы к облачению Святейшего Патриарха Сергия (Страгородского) и Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), патриаршие послание и обращение, благодарственное письмо В.И. Сталина, декоративно-прикладные и канцелярские предметы Патриарха Алексия I, а также картины, документы, альбомы и фотографии.

В организации выставки участввовали:

Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Синодальный отдел Московской Патриархии по взаимодействию с воору-женными силами и правоохранительными органами, Российское библейское общество, Федеральное архивное агентство, Звенигородский историко-художественный и архитектурный музей, Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», Белорусский Государственный музей Истории Великой Отечественной войны, Российская Государственная Библиотека, Православная информационная газета «Возглас», Издательский дом «Истоки», Информационное агентство «ИТАР-ТАСС».

ДОКУМЕНТЫ:

   
   

«Искусство земли Вологодской»

Выставка «Искусство земли Вологодской» проводится в Центральном музее Великой Отечественной войны в рамках долгосрочного проекта «География Победы» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Правительства Вологодской области. В этом проекте участвуют не только те города и области, где велись активные боевые действия во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и те, жители которых своим доблестным трудом обеспечивали эти действия и приближали день Победы, как могли.

Война напрямую не коснулась Вологды, но город был важным железнодорожным узлом и тыловым центром, имел значительное стратегическое значение в ходе войны. Здесь были размещены многочисленные госпитали, формировались воинские части, военно-санитарные поезда. В тыловом городе делалось очень многое для победы над врагом. Тысячи вологжан, призванных в армию в Вологде, воевали на разных фронтах Великой Отечественной войны. Они защищали Смоленск и Москву, Ленинград и Сталинград, Одессу и Севастополь, освобождали Киев и Минск, штурмом брали Кенигсберг и Берлин. Были вологжане и среди защитников легендарной Брестской крепости. На территории области были сформированы стрелковые дивизии, ударный батальон, направленный под Тихвин, 103-я танковая бригада, партизанский отряд «За Родину!», Череповецко-Вологодский дивизионный район ПВО.

1.2.3.4.

1. Мамровская Г.Н. (род. 1948), Ракчеева А.Н. (род. 1947), Веселова Н.В. (род. 1952), Пальникова М.Ю. (род. 1962), Смирнова Т.Н. (род. 1961): Панно "Храм Христа Спасителя" , 1997 г.; 2. Веселова В.Д. (1919-2006) Занавес "Свет мира над Москвой" 1954 г. ; 3. Ракчеева А.Н. (род. 1947) Манто "Евгения". 1997 г.; Ракчеева А.Н. (род. 1947) Манто "Пышный огурец". 2005 г.; 4.Зирин Е.А. (род. 1953) "Георгий Победоносец" Икона. 2007 г.

Вологодская область лишилась за 1941-1945 гг. 399205 человек, среди мирного населения погибло 220494 человека. Учитывая большие потери, можно смело констатировать, что Вологодская область оказалась в десятке наиболее пострадавших в годы войны регионов. Невзгодам и лишениям, выпавшим на долю гражданского населения Вологды, нет числа. Но известно главное – люди выстояли и победили. Их трудовой подвиг на Вологодской земле ныне засвидетельствовали районные книги Памяти под названием «Труженики тыла» и «Вдовы солдатские» - книги, в которые вписаны имена и фамилии всех тех, кто не щадя своей жизни и здоровья, из последних сил приближал час Победы над врагом. Память о подвиге воинов и тружеников тыла навсегда останется не только в книгах, но и в произведениях вологодских художников, созданных в различных видах и жанрах изобразительного искусства. Спустя 65 лет после войны, вглядываясь в современное искусство, еще более остро воспринимается то, ради чего совершали свой подвиг миллионы советских людей.

Задача организаторов выставки «Искусство земли Вологодской» - на высоком художественном уровне представить творчество талантливых людей Вологодского края, где бережно хранят традиции, историю и культуру, где есть большой творческий потенциал, устремленный в будущее. Выставка представляет несколько коллекций современного вологодского изобразительного искусства, собранных ведущим художественным музеем области – Вологодской областной картинной галереей.

5.6.7.

5. Ельфина В.Н. (1930-1998) Скатерть "Снежинка". 1959 г.; 6. Седов В.К. (род. 1943) Прилуцкий монастырь. Зимние сумерки. 2000 г.; 7. Зирин Е.А. (род. 1953) "Беседная". Икона. 2008 г.

Цель данного проекта – всесторонне представить искусство Вологодской земли середины ХХ – начала ХХI века. Основу выставки составляют произведения из коллекции Вологодской областной картинной галереи, которые дополнены работами из фондов Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, а также произведениями из мастерских вологодских художников и частных коллекций. В экспозицию включены произведения известных и активно работающих сегодня мастеров в разных стилевых направлениях, но объединенных темой родного края. Тема Великой Отечественной войны в вологодском изобразительном искусстве представлена в работах участников и очевидцев тех трагических и героических лет, а также в творчестве художников послевоенного периода (К.А. Воробьев, В.Н. Корбаков, М.А. Ларичев, А.Т. Наговицын, Н.М. Ширякин и другие). Многие вологодские художники принимали непосредственное участие в боевых действиях, были ранены. Наиболее значительными из произведений живописи периода войны стали картины И.М. Ширякина. Он написал свыше пятнадцати портретов бойцов и командиров Советской Армии, в том числе портрет Героя Советского Союза И.А. Каберова (1943 г.). С середины 70-х годов начал работать над военной темой народный художник России В.Н. Корбаков, создав целую галерею образов конкретных людей – рядовых и командиров, разведчиков и партизан. Целую серию живописных и графических работ на тему войны создал Д.Т. Тутунджан, ее картины 60-80-х годов «Незабудки», «Корень рода» и рисунки «День Победы», «Про войну», «Женихов поубивали» оставляют след в душах зрителей.

Ведущим видом искусства второй половины ХХ века на Вологодчине стала живопись. Она всегда отличалась стилистическим разнообразием и широким спектром творческих индивидуальностей. При этом основополагающим творческим направлением остается, все-таки, лирический пейзаж, конкретно связанный с природными ландшафтными чертами и образными ощущениями Русского Севера. В этом направлении интересно работают художники О.А. Бороздин, В.Н. Латынцев, Е.А. Соколов, В.Н. Страхов, В.И. Сысоев.

Мотивы повседневной трудовой жизни северян доминируют в творчестве Г.А. Асафова и В.К, Седова, но их произведения выполнены в более абстрагированной и монументальной форме. Упрощение форм и символика насыщенных цветов сближают этих художников, но для одного из них характерна тяга к стилистике крестьянского народного искусства, для другого – к иконописи.

8.9.10.

8. Кирьянов М.Р. (род. 1958) Пряничная доска "Рыба".1982 г., пряничная доска "Всадник" 1981 г.; 9. Бороздин О.А. (род. 1929) "Надежда" 1997 г.; 10. Оленева О.Ф. (род. 1960), Доронина Т.В. (род. 1967), Черемушкина И.А. (род. 1954) Традиционный женский костюм Великоустюгского района Вологодской области. 2009 г.; Беляева Т.Ю. (род. 1960) Туес "Сенокос". 1984 г.; Туес "Торжество". 1990 г.; Ларец " Теремок музыкальный". 1986 г.

К народной культуре и фольклорной поэтике тяготеет самобытный художник Г.И. Попов, на основе собственного оригинального стиля наивной, плоскостно-декоративной живописи он создал в картинах обобщенный образ гармоничного лада жизни северной деревни. Его «Щедрая земля» (1976 г.) – своего рода гимн природного богатству родного края.

Среди активно работающих сегодня живописцев особенно выделяются М.В. Копьев, А.И. Савин, Ю.А. Коробов, В.В. Попов, Ю.П. Соломкин, О.В. Пахомов. Произведения этих ярких художников широко представлены в современном разделе выставки. Каждый из них имеет собственный индивидуальный почерк и живописную манеру.

Конец 1960-х годов – время расцвета вологодской графики, которая постепенно получила общенациональное признание. С иллюстрациями Н.В. и Г.Н. Бурмагиных, В.А. Сергеева и А.Т. Наговицына выходят сборники стихов Н. Рубцова и А. Яшина. Тематика произведений вологодских графиков основывается, прежде всего, на изучении исторического наследия родного края – памятников литературы и шедевров зодчества Вологодчины. Это характерно и для творчества многих современных художников, среди них В.А. Егоров, Д.В. Медведев, Т.П. Рыбакова, Е.С, Шевченко, Л.Н. Щетнев.

Вологодское изобразительное искусство в своих истоках и уникальных проявлениях современного развития особенно славится мастерами декоративно-прикладного и народного искусства. На выставке представлены активно развивающиеся на Вологодчине ведущие народные художественные промыслы: кружевоплетение, резьба и роспись по дереву и бересте и художественная обработка металла. Одно из уникальных произведений – кружевная скатерть «Снежинка» (1959 г.) В.Н. Ельфиной является визитной карточкой всего кружевного промысла и, несомненно, главным украшением экспозиции.

11.12.13.

11. Галкин Л.В.(род. 1934) Игрушка "Матрос". 1987 г.; "Конь". 1981 г.; Игрушка " Солдат" 1987 г.; 12. Ракчеева А.Н. (род. 1947) Пелерина "Амур" 2005 г.; Манто "Вечернее" 2004 г.; 13. Бороздин О.А. (род. 1929) "Праздник в Сосновке" 1983 г.


«Их подвиги бессмертны!»

Выставка посвящается 75-летию установления высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза.

16 апреля 2009 года исполняется 75 лет установления высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. Первыми Героями Советского Союза были семь летчиков, участвовавшие в спасении челюскинцев, это - Ляпидевский А.В., Леваневский С.А., Молоков В.С., Каманин Н.П., Слепнев Н.Т., Водопьянов М.В., Доронин И.В., вскоре высокого звания удостоился летчик-испытатель М.М. Громов, а спустя два года – летчики В.И. Чкалов, Г.Ф. Байдуков и А.В. Беляков. В 1938 г. Героями Советского Союза стали первые женщины-летчицы В.С. Гризодубова, П.Д. Осипенко и М.М. Раскова. Это были Герои мирных дней.

За годы Великой Отечественной войны 11695 лучших воинов: солдат, офицеров и генералов, разгромивших германских агрессоров и японских милитаристов, были удостоены высокого звания. В последние годы к ним добавились люди, которым за подвиги в годы войны присвоили звания Героев России. Люди 68 национальностей вошли в этот список. Среди них имена трижды Героев Советского Союза И.Н. Кожедуба и А.И. Покрышкина. 115 человек удостоены этого звания дважды. В числе героев 86 женщин, 249 партизан и подпольщиков, 15 иностранных граждан. Героями Советского Союза были четыре кавалера ордена Славы: А.В. Алешин, И.Г. Граченко, П.Х. Дубинда и И.И. Кузнецов.

Всего с 1934 года стали Героями Советского Союза 12770 человек. Эта цифра еще требует уточнений в связи с проблемой засекреченности некоторых сведений.

Чорбадзе Л.Г. «Советские летчицы: Марина Раскова, Полина Осипенко, Валентина Гризодубова (экипаж самолета «Родина»)»  Шилов В. портреты Сталина И.В. и Жукова Г.К.

«Легендарный оружейник. К 90-летию М.Т.Калашникова»

Предлагаемая вашему вниманию выставка посвящена жизни и деятельности Михаила Тимофеевича Калашникова, русского самородка, внесшего неоценимый вклад в усиление обороноспособности государства и ставшего одним из самых признанных в мире конструкторов стрелкового оружия.

М.Т. Калашников родился 10 ноября 1919 г. в многодетной крестьянской семье в селе Курья Алтайского края. В 1930 г. в период проводившейся в СССР массовой коллективизации сельского хозяйства и борьбы с кулачеством, Михаил Калашников, тогда еще подростком, вместе с семьей был выслан в Сибирь. По окончанию 9-го класса будущий знаменитый оружейник переехал в Казахстан. Работал сначала учетчиком в паровозном депо ст. Матай, а затем техническим секретарем политотдела 3-го отделения Туркестано-Сибирской железной дороги. В 1938 голу Михаил Тимофеевич был призван в ряды РККА, где уже тогда проявилась его творческая натура. Будучи механиком-водителем танка, он разработал регистратор количества выстрелов из танковой пушки и счетчик моторесурса танкового двигателя. Командующий войсками Киевского Особого военного округа Г.К. Жуков поблагодарил молодого изобретателя за его работу и вручил именные часы. Началась Великая Отечественная война, и сержант Калашников отправляется на фронт. В октябре 1941 года в бою под Брянском он получил тяжелое ранение и серьезную контузию. Находясь на госпитальной койке в Ельце, Михаил Тимофеевич стал размышлять над созданием нового образца пистолета-пулемета, изучал книги по оружию, делал в тетрадях наброски чертежей. Когда ему был предоставлен восстановительный отпуск по ранению, он прибыл на станцию Матай, где работал до конца войны. Там при содействии руководства и с помощью друзей изготовил свой первый пистолет-пулемет. Когда он представил свой образец выдающемуся ученому, специалисту по вооружению А.А. Благонравову, то услышал от него не только замечания и предложения, но и похвалу за оригинальность данной конструкции. Начался новый период в жизни Михаила Тимофеевича Калашникова. Первые его образцы так и не были приняты на вооружение, но работа над ними обогатила его немалым опытом. В 1945 году Калашников начал разработку автоматического оружия под патрон образца 1943 года: новы автомат выдержал первые же испытания. В 1948 г. Калашникова командируют в Ижевск, где были изготовлены первые опытные партии автомата. После завершения войсковых испытаний автомата АК-47, созданного Михаилом Тимофеевичем, было принято решение взять его на вооружение Советской Армии, что дало М.Т. Калашникову путевку в оружейный мир и принесло славу, какой не знал еще ни один конструктор на планете. 1 сентября 1949 года Михаил Тимофеевич Калашников был зачислен в штат отдела главного конструктора Ижевского машиностроительного завода, где занимался дальнейшим развитием своего изобретения.

В ходе Великой Отечественной войны резко встал вопрос о необходимости перевода основного стрелкового вооружения РККА на промежуточный патрон 7,62 мм. Использование более легких, чем винтовочных, патронов предполагало, что боец сможет иметь при себе больший боезапас. В то же время такие патроны имеют достаточную убойную силу на средних расстояниях – в отличие от пистолетных, применяемых в пистолетах-пулеметах. Под такой патрон была начата разработка целого семейства стрелкового оружия, включающего самозарядный карабин (СКС), автомат и ручной пулемет (РПД). В ноябре 1948 года была начата подготовка к развертыванию производства на заводе №74 (Ижмаш) автомата конструкции М.Т. Калашникова (АК). В течение 1950 года произошло усовершенствование автомата АК под калибр 7,62.

В ходе работ над АК, которые для завода были основными в советский послевоенный период, произошла масса технических усовершенствований автомата, что отразилось и на гражданском оружии, в том числе изменение материалов применяемых на стрелковом оружии (кроме стали) и технологий обработки металла. В 1959 г. принимается на вооружение модифицированный автомат Калашникова, также выполненный в двух модификациях: с нескладывающимся прикладом АКМ, и со складывающимся металлическим прикладом АКМС. Новая модель сала легче на 700 граммов – за счет изменений в технологии производства и применении пластмассы. В начале 1970-х годов в СССР разрабатывают новый автоматический патрон 5,45 х 39. Уже в 1974 году на вооружении Советской Армии принимается 5,45 мм стрелковый комплекс, состоящий из автомата АК-74 и ручного пулемета РПК-74. После перехода на калибр 5,45 миллиметров появляется большое семейство автоматов Калашникова – укороченные АКС-74У, АК-74 и АК-74М.

В начале 1990-х годов в оружейном КБ «Ижмаша» приступили к разработке нескольких модификаций автомата Калашникова под наиболее распространенный в мире патрон 7,62 х 39 мм, 5,45 х 39 и 5,56 х 45 НАТО, предназначенных, в основном, для продажи за рубеж. Серия получила общее обозначение АК-100 (АК-101 – АК-105), вобравшие в себя все лучшее из автоматов АК, АКМ, АК-74 и АК-74М.

В комплексе с автоматами Михаилом Сергеевичем также шло создание пулеметов, среди которых 7,62-миллиметровые ручные пулеметы РПК и РПКС и 5,45-миллиметровые ручные пулеметы ПК-74 и РПКС-74. Всего в конструкторском бюро Калашникова создано более сотни образцов оружия, в том числе и охотничьи карабины «Сайга», сконструированные на базе автомата и завоевавшие огромную популярность у любителей охоты в нашей стране и за рубежом. Автомат Калашникова признан изобретением века. Несмотря на то , что прошло более 60 лет с момента создания родоначальника серии АК-47, он и его потомки до сих пор будоражат умы. Профессиональные военные и эксперты-оружейники непременно отмечают стабильно высокую популярность этого автомата, равно как и его высочайшую надежность. Михаил Тимофеевич Калашников на 200% добился своей цели: «разработать такое изделие, которое было бы понятно простому солдату».

По оценке зарубежных экспертов в мире к середине 1990-х годов выпущено от 70 до 100 миллионов автоматов. Этим оружием пользуются в 55 странах мира. За создание автомата АК-47 Михаилу Тимофеевичу Калашникову была присуждена Сталинская (Государственная) премия первой степени. Позднее конструктор удостоен звания Герой Социалистического труда. В 1964 году ему присуждена Ленинская премия. Спустя 34 года М.Т. Калашников вновь стал лауреатом Государственной премии. В 1976 году Михаил Тимофеевич удостоен второй Золотой медали «Серп и молот». Среди его наград – три ордена Ленина, орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, ордена Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Отечественной войны I степени, Красной звезды, многие медали. М.Т. Калашников – кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Материалы выставки, среди которых образцы стрелкового оружия, документы, фотографии, плакаты, и другие предметы из коллекции Центрального музея Великой Отечественной войны и Музейно-выставочного комплекса стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова, призваны рассказать, как на фоне истории нашей страны происходило становление легендарного конструктора – Мастера и Человека. Жизнь и творчество Михаила Тимофеевича Калашникова, встречающего свой 90-летний юбилей – пример мужества и стойкости, верности Отечеству, выполнения долга перед Родиной.

1.2.3.4.

1-4. Оружие, сконструированное М.Т. Калашниковым

5.6.7.

5. Оружие, сконструированное М.Т. Калашниковым; 6. Устройство автоматов АК; 7. Копии государственных наград СССР и РФ М.Т. Калашникова.

8.9.10.

8. Сувенирный пулемет Калашникова. Болгария 1975 г.; 9. Подаврок М.Т. Калашникову - кафтан мастерового Ижевского оружейного завода; 10. Электронная справочная оружия, созданного юбиляром.

11.12.

11. Сержант М.Т. Калашников; 12. Конструктор за работой.

Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия им. М.Т. Калашникова



Предыдущая страница

Наверх
Хостинг от uCoz