|
Архив, прошедших выставок
Художественная выставка «В небесах, на земле и на море» приурочена к Дню Героев Отечества, который согласно Федеральному закону, подписанному Президентом Российской Федерации В.В Путиным 24 октября 2007 г., празднуется 9 декабря. Указанная дата связана с учреждением 9 декабря 1769 г. ордена Святого Георгия Победоносца. А сегодня мы чествуем в этот день Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы. Именно им посвящена эта выставка.
На выставке представлены исторические картины военных художников Студии имени М.Б. Грекова: «Чесменский бой» В.М. Сибирского, «Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец»» О.А. Авакимяна и др.
Но главным образом экспозиция повествует о массовом героизме, проявленном защитниками нашей Родины в трудных и жестоких боях Великой Отечественной войны.
Произведения, экспонируемые на этой выставке, - зримое напоминание о тех, кто остановил, разгромил и уничтожил агрессора. На выставке представлены драматические и героико-трагические произведения о Великой Отечественной войне, которые особенно ярко освещают прекрасное и сильное в человеке, борющемся за свободу своей Родины. Характер нашего народа особенно ярко раскрылся в эти тяжелые годы. Художники сразу поняли, что величие героизма проявляется не только на поле боя, в ратном подвиге, но и в терпеливом преодолении невзгод и тягот. Образ человека воспринимался художниками военных лет в героическом аспекте, независимо от масштаба его подвига. Одно из лучших произведений на тему войны – картина из собрания Государственной Третьяковской галереи – «Отдых после боя» Ю.М. Непринцева, в которой художнику удались не только убедительные образы солдат. Картина стала символом повседневной моральной стойкости и веры в правое дело. Здесь все предельно просто и жизненно и вместе с тем так сложно, как и было на войне.
Цель выставки – не только показать образы и символы героизма, но и донести мысль о том, что патриотическое переживание было присуще каждому человеку. Каждый переживал судьбу Родины как свою личную судьбу. Искусство, созданное во время войны и после победы – свидетельство мужества и патриотизма всего народа. Оно всегда будет вызывать в зрителе, ищущем жизненную правду истории, глубокий духовный отклик.
Портретные этюды участника Сталинградской битвы художника-грековцы И.А Лукомского продолжают и через 60 лет привлекать зрителей своей народностью и достоверностью, они близки людям теплотой отношения художника к своим героям, желанием проникнуть в их внутренний мир, показом их тонких сокровенных переживаний.
На выставке также представлен военный пейзаж, который по своему содержанию является, в сущности, тематической картиной, близкой к батальному жанру. Главные герои таких картин – Москва, Ленинград, Севастополь, сожженные деревни, фронтовые дороги.
Военная история России рассматривается на выставке через человека, через систему человеческих ценностей для того, чтобы проникнуть в нематериальную субстанцию человеческого духа, так как именно духом сильны Герои нашего Отечества.
Передвижная выставка Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945гг. впервые объединяет музейную коллекцию плаката «Боевой карандаш» воедино, она приурочена к 70-летию создания ленинградского творческого объединения и посвящена 65-летию окончания Ленинградской битвы.
Коллектив художников-плакатистов « Боевой карандаш» родился в Ленинграде в конце 1939-го года во время войны с Финляндией. В Ленинградском отделении Союза художников для бойцов-фронтовиков было подготовлено веселое поздравление «Новогодняя елка у белофинского волка», ставшее первым номером сатирического сериала. На следующий день в литографской мастерской ЛОСХа был напечатан тираж плаката.
С начала Великой Отечественной войны «Боевой карандаш» снова в строю. В труднейших условиях блокады художники создавали свои замечательные листы как острое идейное оружие, призывая к мужеству и мести воинов-фронтовиков и тружеников тыла. Организаторами этой необыкновенной группы были графики: И. Астапов, И. Быльев, В. Гальба, В. Кобелев, В. Курдов, Н. Муратов, Г. Петров. Эпизодически в группе работали живописцы и графики Г. Верейский, В. Николаев, В. Серов, Н. Тырса. Авторами текстов были поэты А. Прокофьев, В. Саянов, Б. Тимофеев, Н. Тихонов и другие.
Листы «Боевого карандаша» печатались в технике литографии, как цветные эстампы. Определенную роль в развитии этого плаката сыграли традиции лубка. Лубок – это народный рисунок с текстом. Предками «Боевого карандаша» были яркие обличительные лубки Отечественной войны 1812 года, творцами карикатур-лубков того времени были живописец А. Венецианов, скульптор И. Теребенев, график И. Иванов. Формат листков «Боевого карандаша» был небольшим, а сами рисунки и текст выполнялись с расчетом восприятия с близкого расстояния, ведь они вывешивались в блиндажах, бомбоубежищах, стационарах и госпиталях.
Тематика «Боевого карандаша» была очень широка: геоически-призывные листы и инструктивный плакат, повествовательные народные картинки с эпизодами войны и злые сатиры на фашистских захватчиков. Все это представляло собой новую форму агитационного искусства. Темы плакатов «Боевого карандаша» не ограничивались событиями на Ленинградском фронте и в блокированном Ленинграде, крупнейшим победам Красной Армии были посвящены специальные выпуски.
Осенью 1941 года, когда наступило время упорных боев под Ленинградом, художники-карандашисты трудились, не жалея сил. Они много работали по заданиям Политуправления Ленинградского фронта. Срочно напечатанные тиражи немедленно отправлялись на фронт. Светлели лица солдат и матросов, когда они видели перед собой «Боевое меню – врагу к каждому дню», созданное Н. Муратовым и Б. Тимофеевыым. О том, что ожидает непрошенных гостей на русской земле рассказывал плакат Н. Турсы «Урожай». Гнусный и мерзский облик гитлеровской военщины разоблачил Н. Муратов в плакате «О крысе голодной и силе народной».
Когда Ленинград был зажат кольцом блокады, карандашисты продолжали беспощадно бичевать и высмеивать врага, ведя борьбу с вражеской пропагандой: «Танк-универмаг – новинка фашистских вояк» (автор – И. Ец), «О хвостах и крестах» (автор – Н. Муратов). Художники использовали сводки Совинформбюро и сообщения в печати о фактах героизма бойцов, командиров и советских граждан, они шли от конкретного факта, который обычно ложился в основу названия плаката. Так были выполнены плакаты И. Астапова, Г. Петрова «Подвиг воентехника Сигова» и «Боевая дружба»; Н. Быльева «Герои-железнодорожники».
Наступила зима 1941-1942 года, несмотря на невероятные трудности, художники не снижали требовательности к идейному и художественному качеству плакатов. Так, например, почти на одном пейзаже построен плакат В. Кудрова «Герои-артиллеристы, уничтожайте фашистские танки!». В снегу среди полей и перелесков застыли черные махины разбитых, искореженных стальных чудовищ, меченных паучьими лапами свастики. Плакат проникнут горячей ненавистью русского человека к чужеземцу, оскверняющему родные места, и потому так взволновано звучит призыв художника очистить советскую землю от врага. Его же плакат «Балтийцы» утверждал – «В наш город врагам не пробиться!». Плакат художника И. Астапова провозглашал, что «Трусу нет место в советской семье!». Эти агитационные листы выходили, несмотря на лютый мороз и страшный голод.
Весной 1942 года, когда художники были направлены за линию блокады и распределены по фронтовым подразделениям, они увидели, с какой радостью встречали бойцы и командиры каждую карикатуру, обличающую врага. Карандашисты не только призывали к защите любимого города, но и самоотверженно участвовали в ней: во время тревог поднимались на чердаки и крыши, тушили зажигательные бомбы. Подобно труженикам многих ленинградских заводов и учреждений, они перешли на казарменное положение, поселились в здании Союза художников.
18 января 1943 года блокада была прорвана. Изменилось положение на фронте. Перед художниками встала задача выпускать больше листов, отражающих нарастающее превосходство Красной Армии. Важную роль в работе «Боевого карандаша» этого времени сыграли И.С. Астапов и В.И. Курдов, явившиеся авторами доброй половины номеров, выпущенных в 1943 году. Их творческое содружество было очень плодотворным. Плакаты, созданные в период их совместной работы, отличались разнообразием тематики, богатством художественной формы, остротой композиционных решений. Народным юмором проникнуты их плакаты «Молниеносная война – Затяжная!» и «Как гитлеровское командование из Савла превращается в Павла». Нарастали удары советских войск. Огромное значение приобретали такие плакаты как «Партизаны и партизанки!». Этот лист, предназначенный для распространения на временно оккупированной территории, звал партизан повсеместно разжигать пламя народной войны. Образному решению листа помогло то обстоятельство, что В. Курдов в течении нескольких месяцев находился среди партизан и использовал для плаката свои зарисовки и наблюдения.
В коллекции музея есть лучшие экземпляры «Боевого карандаша», экспонировавшиеся в 1942 году на выставке «Работы ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны» в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С, Пушкина в Москве: И. Королев « О том, как делается отбивная котлета и как на вертеле дичь подают», Н.Быльев «Герои – железнодорожники», В.Курдов «Герои – артиллеристы, уничтожайте фашистские танки!» и другие. В октябре 1943 года в Москве во Всесоюзной библиотеке имени В.И. Ленина открылась отчетная выставка «Боевого карандаша». Она завоевала внимание зрителей, получила высокую оценку советской общественности.
27 января 1944 года Ленинград салютовал в честь полного снятия вражеской блокады, среди ленинградцев, вышедших на улицы и набережные, были и художники «Боевого карандаша». В эти радостные дни появился плакат «Повреждение по всей линии» художника В.А. Гальба и поэта Б.П. Тимофеева. Праздничному событию – награждению защитников города медалями «За оборону Ленинграда» - был посвящен особый выпуск «Боевого карандаша». Художники И. Астапов и В. Курдов изобразили крупным планом на фоне неба, перекрещенного лучами прожекторов, медаль на орденской ленте. Праздничное чувство усиливали написанные В. Саяновым стихи: «Будь верен славе, чести города-героя, твердыни русской славы над Невой!»
Военная деятельность «Боевого карандаша» окончилась в первой половине 1945 года. За это время было выпущено 103 нумерованных листа, ряд ненумерованных плакатов, десятки почтовых открыток агитационного характера общим тиражом около двух миллионов экземпляров. И.С. Астапов создал свыше 30 листов, В.И. Курдов свыше 30 листов, Н.Е. Муратов – 19 листов, на счету Г.Р. Петрова – 20 листов. В послевоенные годы «Боевой карандаш» внес свой яркий вклад в развитие советского плаката, развивал лучшие традиции русской школы сатирического рисунка.
Художники, входившие в этот творческий коллектив, были патриотами своей страны, детьми своей эпохи. Они старались быть искренни в своём непростом деле, находившемся на стыке изобразительного искусства и политической публицистики. Неоценим их патриотический вклад в дело победы нашего народа в войне с фашизмом. Лучшие плакаты, созданные ими в военную пору, сохраняют ценность не только как документы своего времени, но и как талантливые произведения искусства. Среди них листы, отличающиеся суровым реализмом, призывающие к священной борьбе: «Тревога», погибшего во время блокады Николая Алексеевича Тырсы; и «Верные долгу и чести…» председателя ЛОСХа Владимира Александровича Серова.
Полвека назад имя Кубы набатно зазвучало на всех языках мира. Случилось, казалось, невероятное. Вооруженное повстанческое движение наголову разгромило провашингтонский диктаторский режим. Его главарь Батиста бежал. Первого января 1959 года отряды повстанцев вступили в Гавану.
Историческая справка:
Кубинская революция началась 26 июля 1953 года и закончалась 1 января 1959 победой восставших.
В результате государственного переворота 10 мая 1952 года к власти на Кубе пришел Фульхенсио Батиста, который установил в стране военно-полицейскую диктатуру. Переворот вызвал недовольство в среде прогрессивно настроенной молодежи, наиболее радикальную группу которой возглавил молодой адвокат и начинающий политический деятель Фидель Кастро Рус.
26 июля 1953 группа повстанцев, рассчитывая на поддержку широких масс, во главе с Фиделем Кастро выступила на штурм укрепленной казармы Монкада в Сантьяго-де-Куба. После двухчасового сражения отряд повстанцев потерпел поражение, многие революционеры были убиты, остальные преданы суду. На процессе Фидель Кастро защищал себя сам, отказавшись от адвоката, и произнес свою знаменитую речь «История меня оправдает». Хотя все подсудимые получили длительные сроки заключения (Фидель Кастро был приговорен к 15 годам), под давлением общественности Батисте пришлось вскоре амнистировать повстанцев. Братья Кастро эмигрировали в Мексику, где они не оставили планов по свержению диктатуры Батисты и начали создавать организацию для будущего революционного выступления, известную как М-26. В Мексике, к тому времени традиционном оплоте революционеров со всего региона, произошла встреча Кастро и Эрнесто «Че» Гевары, который вступил в ряды М-26.
2 декабря 1956 с яхты «Гранма» в провинции Орьенте высадился отряд повстанцев из 82 человек. Помимо высадки десанта революционеры предполагали организовать выступление и на самой Кубе, но оно было быстро подавлено; сама высадка едва не завершилась катастрофой, поскольку десант был сразу же обнаружен правительственными войсками и лишь чудом избежал полного уничтожения. Из числа участников высадки уцелело только 11.
В течение первых трех месяцев положение революционеров оставалось критическим, однако им удалось завоевать доверие обитателей региона и организовать значительный военный прессинг на местные военные гарнизоны. Помимо ведения боевых действий в сельской местности М-26 с помощью сочувствующих элементов в студенческой среде и вооруженных силах организовала несколько выступлений в городах, которые, правда, не имели особого значения. Значительно помогло повстанцам то обстоятельство, что правительство Батисты в этот период времени находилось в натянутых отношениях с основным экономическим партнером и военным поставщиком Кубы того времени, США.
С лета 1958 года стратегическая инициатива перешла на сторону революционеров. К осени под контролем повстанцев практически целиком были поставлены провинции Орьенте и Лас-Вильяс. 1 января 1959 года повстанческие войска вошли в Сантьяго, одновременно на западе повстанцы во главе с Че Геварой овладели городом Санта-Клара. Хотя ситуация еще не представлялась катастрофической для режима, в тот же день Батиста покинул остров, после чего оставленная им администрация фактически прекратила свое существование. 2 января отряды повстанцев вступили в Гавану, 6 января в столицу торжественно прибыл Фидель Кастро.
Уже с первых шагов победившая революция, деятельность её лидеров, их имена притягивали жгучее внимание людей всей Земли. Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара… Кто-то воспринимал их с нескрываемой ненавистью, кто-то как загадочное явление, сравнимое чуть ли не с мифом об инопланетянах. Но для подавляющего большинства жителей нашей планеты они были и остаются сегодня символом несгибаемых борцов за извечные человеческие чаяния, полнокровно одаренных такими талантами, как национальное самосознание и патриотическая бескомпромиссность, человеколюбие и бескорыстие, убежденность и искренность, самоотверженность и бесстрашие.
Организаторы выставки: посольство Республики Куба в РФ, Центральный музей Великой Отечественной войны, Валентина Николаевна Чигирь.
В экспозиции представлено около семидесяти фотографий работы Николая Чигиря – корреспондента ТАСС в Гаване (1959-1963 гг., 1975-1979 гг.). Кроме собственных работ автора, также можно будет увидеть фотоснимки из его архива: кадры кубинских фотографов службы информации Президентского дворца Латиноамериканского агентства «Prensa Latina», а также работы Альберто Корды – автора культового портрета Че Гевары «Героический партизан». Альберто Диас Гутьерес, более известный как Альберто Корда, будучи фотографом кубинской газеты «Revolucion», 5 марта 1960 г. во время взрыва в порту Гаваны двух французских военных кораблей снял культовую фотографию Че Гевары, ставшую всемирным символом революции. После окончания революции в течение десяти лет Корда был личным фотографом Фиделя Кастро.
В годы Великой Отечественной войны кубинские граждане Энрике Вилар, братья Хорхе и Альдо Виво боролись с фашизмом на стороне Красной Армии. Так, Энрике Вилар служил на 2-ом Белорусском фронте и погиб во время ожесточенных боев за Восточную Пруссию, а Хорхе и Альдо Виво участвовали в обороне Ленинграда. Альдо Виво также не дожил до дня Победы.
Провозгласив своими принципами гуманизм и социальную справедливость, Куба за 50 лет существования народной власти достигла впечатляющих результатов в социальном развитии. Добилась всеобщей грамотности, доступного и качественного образования, бесплатного и высокопрофессионального медобслуживания. По уровню развития здравоохранения и медицинской науки Куба по праву входит в число мировых лидеров.
В настоящее время, когда формируется новая многополярная система более справедливого мироустройства, в которой Россия и Латинская Америка начинают играть роль важнейших геополитических центров, значение Кубы для России и для всего мира особенно возросло.
В открытии экспозиции приняли участие: заместитель Председателя Совета Министров Республики Куба Рикардо Кабрисас, министры правительства Кубы, Посол Республики Куба в РФ, представители Комитета Госдумы РФ по международным делам и МИД России, активисты Общества российско-кубинской дружбы, сотрудники Института Латинской Америки.
Выставка будет действовать в течение месяца, потом она отправится на Кубу, где будет показана кубинскому народу.
Курская битва – одна из крупнейших битв Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которой Красная Армия сорвала последнее крупное наступление немецко-фашистских войск на советско-германском фронте и окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках. Наряду с битвой за Сталинград она была решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной и 2-й мировой войны, завершившегося освобождением Левобережной Украины и сокрушением вражеской обороны на Днепре. В 50-дневной Курской битве было разгромлено до 30 дивизий противника, в том числе 7 танковых. Общие потери немецко-фашистских войск убитыми, тяжелоранеными и пропавшими без вести составили свыше 500 тыс. человек.. Успешному завершению Курской битвы способствовали активные действия партизан. Нанося удары по тылам врага, они сковали до 100 тыс. солдат и офицеров противника.
Операция была тщательно разработана Ставкой Верховного главнокомандующего и Генеральным Штабом Красной Армии при непосредственном участии И.В. Сталина, Г.К. Жукова, А.И. Антонова, А.М. Василевского, К.К. Рокоссовского, Н.Ф. Ватутина и других военачальников. 12 апреля 1943 г. было принято предварительное решение о стратегической обороне с целью отразить удар противника, измотать его в оборонительных боях, а затем перейти в контрнаступление. Основные советские силы были размещены на северном и южном подступах к Курску, образовывая линию фронта в виде выступа обращенного в западную сторону «Курскую дугу», которую на севере обороняли соединения Центрального фронта (командующий К.К. Рокоссовский), а на юге соединения Воронежского фронта (командующий Н.Ф. Ватутин).
Несмотря на численное превосходство по всем показателям, тщательно подготовленную оборону, советские войска в первые дни сражения сдавала позиции на некоторых направлениях. Враг рвался вперед, выполняя приказ Гитлера «наступление не имеет права провалиться».
Томаровка, Обоянь, Прохоровка, Короча, Ольховатка, Поныри месте основных оборонительных боев Курского сражения вошли в историю Второй мировой войны. Около поселения Прохоровка разыгралось величайшее танковое сражение с участием 1200 танков, не имевшее аналогов в истории войн.
После завершения оборонительного этапа битвы Советским командованием был введен в действие план контрнаступления силами войск Центрального, Брянского и левого крыла Западного фронта операция «Кутузов» и операция «Румянцев» силами Воронежского, Степного фронтов, результатом которых стало освобождение 5 августа Орла и Белгорода.
Москва впервые салютовала победителям двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий. 23 августа войсками Степного фронта при содействии войск Воронежского и Юго-Западного фронтов был освобожден город Харьков. Это событие было отмечено салютом, но уже из 224 орудий. Так завершилась Курская битва, длившаяся почти без перерыва 50 дней и ночей.
На исторических полях сражений было оставлено такое количество техники, что собранная вдоль железнодорожного полотна она растянулась на десятки километров. Понадобилось более двух лет, чтобы вывезти эту многотонную груду обломков. На бескрайних просторах Курской, Орловской, Белгородской и Брянской областей тысячи кладбищ, братских могил и отдельных захоронений. Это могилы тех, кто пришел под Курск как захватчик и тех, кто сражался за независимость своего Отечества.
Военная пропаганда – неизменная спутница войн. Она существует с тех пор, как человек взял в руки оружие, ибо всегда было необходимо в своих войсках боевой дух и уверенность в победе поднимать, а у противника уничтожать. В ХХ веке впервые в истории военная пропаганда поднялась до уровня психологической войны.
Во второй мировой войне важнейшем фактором противоборства Советского Союза и Германии становится война психологическая, сделавшая идеологию и ее пропаганду двигателем военной машины, уничтожавшей миллионы людских жизней.
Психологическая война стала ареной жесточайшей борьбы, залогом которой служило человеческое сознание. Совершенно новым элементом в ней стал политический аспект, связанный с положением военнопленных. Существовавшие средства связи и коммуникаций, полиграфической техники открывали возможность вести тотальную пропаганду на фронтах и в тылу. Шла борьба за умы и сердца людей. Наиболее острые формы она приняла на Восточном фронте. Идеологическое противостояние на советско-германском фронте, конечно же, предполагает и германскую пропаганду. Объектом показа станет печатная пропаганда в виде листовок вермахта, десятками миллионов экземпляров обрушившаяся на советские передовые линии Красной Армии; деятельность рот пропаганды вермахта и привлечение ими к своей работе советских военнопленных; устная агитация, осуществляемая с помощью различных звукоусилительных установок.
По другую сторону фронта отделу пропаганды вермахта противостояли силы спецпропаганды Главного Политического Управления Красной Армии. В Советском Союзе война против гитлеровской Германии считалось справедливой и освободительной не только по отношению к народам СССР и завоеванных стран Европы, но и по отношению к самому немецкому народу, находящемуся под игом нацизма. Это была та идеологическая база, на котором стоилась вся пропагандистская работа в СССР, включая и пропаганду на войска и население противника, которая в профессиональных кругах называется спецпропагандой.
Выставка дает представление о пропагандистской войне на Советско-Германском фронте, откроет для зрителей малоизвестные страницы фронтовой жизни политработников в годы Великой Отечественной войны и, таким образом, послужит более углубленному и детализированному представлению об ее событиях и участниках.
Выставка находится на правом балконе 3 этажа музея, рядом с Художественной галереей.
Ижевский оружейный завод ведет свою историю от железоделательной мануфактуры, основанной графом П.И. Шуваловым в 1760 году. С июня 1807 года он становится Ижевским оружейным заводом и его основным предназначением становится производство гладкоствольных 7-линейных кремневых ружей, тесаков, пик, копий, шашек, сабель для русской армии. Только во время войны 1812 г. ижевцы сумели произвести 5887 кремниевых ружей и 860 тесаков. В 1884 г. завод снова сменил название и получил наименование «Ижевский оружейный и сталеделательный завод». С созданием отечественных 3-линейных винтовок системы С.И. Мосина Ижевский завод приступил к их производству. 1-я мировая война заставила резко увеличить производство данного вида оружия. Всего в этот период было изготовлено свыше 1,5 млн. винтовок, что составляет около 64% от числа всех поставленных фронту. Не прекращал завод производство оружия и в период Гражданской войны. В 1918 году было выпущено почти и215 тыс. винтовок, а к концу 1919 г их производство достигло 20 тыс. в месяц. В 1930-е гг. Ижевский завод превращается в крупный центр машиностроения СССР. Освоены автоматическая винтовка системы С.Г. Симонова и самозарядная винтовка Ф.В. Токарева.
Отдельной вехой в истории города и завода можно назвать годы Великой Отечественной Войны. Как и все граждане нашей Родины ижевцы прилагали невероятные усилия для укрепления боевой мощи Советской Армии, приближая своим трудом день Великой Победы. В годы Великой Отечественной войны на базе Ижевского оружейного завода были созданы два новых предприятия по производству противотанковых ружей, пистолетов и пулеметов Максима. Одно из них в дальнейшем стало Ижевским механическим заводом. Невероятно но, в годы Великой Отечественной войны ижевцы отправили на фронт столько оружия, сколько его было изготовлены за все предшествующие 70 лет. Заводы работали круглые сутками, в две смены, формировались строительные батальоны и рабочие колонны, к станкам вставали горожане и деревенские, инвалиды, вернувшиеся с войны.
Каждые сутки только машиностроительный завод вооружал одну стрелковую и одну авиационную дивизию воюющей страны. Всего действующая армия получила от Ижевских заводов 11145 тыс. винтовок и карабинов, 7130 авиапушек, 213440 пулеметов системы М.Е. Березина и Х. Максима, 131310 противотанковых ружей системы В.А. Дегтярева (ПТРД), и Симонова (ПТРС), 961500 пистолетов системы Ф.А, Токарева (ТТ) и других видов оружия. Всего до 18 различных наименований. В послевоенные годы в Ижевске выпускались переносные зенитные ракетные комплексы, пистолеты системы Н.Ф. Макарова, охотничье и спортивное оружие, а также станки, мотоциклы, электропилы. Но модно без преувеличения сказать, что ключевым вектором, эпохой в послевоенном развитии, как завода, так и всего города стало производство с 1948г. в Ижевске автомата АК-47 конструкции М.Т. Калашникова.
Проследить весь путь развития основной кузницы российского оружия от клинка и «берданки» до сверхсовременных автомата и точнейших спортивных, охотничьих ружей позволяет представленная в Центральном музее Великой Отечественной войны экспозиция.
|